четверг, 31 октября 2013 г.

Bioshock


Писать что-либо о том, что навело фурор, в своё время, семь лет спустя - скоро станет моей запетентованной фишкой. У меня ещё есть несколько дисков, купленных лет семь назад, но так и не распечатанных. Того и гляди - скоро появятся рецензии.

Тем не менее, после того, что пережил в этой игре, я просто должен был оторваться на ней, как она отрывалась на мне, заставляя делать всякое.



О сюжете пойдёт речь в самом конце, точно в таком же порядке, в каком ему уделяли время при создании проекта, пока что следует отметить фирменный стиль, и настроить аудиторию положительно. Чтобы мне никто не сказал: "сначала добейся - потом критикуй" (собственно вот причина отключения комментариев во всём блоге).
К сожалению, произошёл какой-то глюк начиная с третьего уровня, и все мои скриншоты внезапно покрылись чёрным. Публикую то, что сохранило свою расовую принадлежность, и я неспроста употребил слово "уровень", как, вероятно, никто не догадался, по причине того, что слово было незамеченным на сознательном уровне до сих пор. Давным-давно, в далёкие-далёкие времена, в 3-D ШУТЕРАХ были линейные уровни. Что это такое можно объяснить на примере моей последней поездки в Каркаралинск - родину белого генерала Корнилова. Когда мой племянник увидел на улице деактивированный фонтан, я сказал ему что это бассейн, и чтобы в нём поплавать - сперва надо набрать воды. Описал массу разных вариантов в том числе - добежать до озера, которое находится на расстоянии хрен знает скольких метров, набрать воды в ладоши, и добежать обратно, вылив в "бассейн" на финише.

Вот почему противопоказано оставлять со мной детей. Не все взрослые понимают когда я шучу, что говорить о детях, один из которых - мой племмяник, уже держащий бутылку в руках, с готовностью рвануть к озеру. Вот и концепция линейных уровней в 3-D ШУТЕРАХ. Вы бежите до озера, на вас штаны, полные впечатлений, вокруг красота, лирика, буйство осенних пейзажей, драматичность и грация осеннего леса с родными русской душе берёзками. Вы достигаете озера, зачёрпываете тёмной воды, прямо как в мультсериале ранних девяностых про пиратов, и бежите к фонтану. Как бы аккуратно вы ни перемещались, когда вы достигнете фонтана, вместо воды у вас в руках окажется хуй. Зато останутся руки, и вы снова можете попробовать добежать до озера, начиная почти что с нуля.

Но Биошок - не такой, патроны и аптечки вам оставят, заберут всё только один раз, будет очень неприятно, тем не менее огорчаться не стоит. Ибо патронов, еды, и аптечек тут столько, будто это не Rapture (название города, прим. автора), а Тель-Авив. Так что не стоит повторять мою ошибку, и жить в военном положении в мирное время. Привычка, сохранившаяся со времён Silent Hill 2, когда я опасался лишний раз патрон потратить, коих было не в пример far cry 3 - очень мало.
Моя осторожность - это гениальная концепция Кена Левина - большого папочки всея Биошока. Одна ранимая личность, настрадавшаяся от кровавых режимов Рузвельта и Сталина, решила построить город прямо на дне; океана, свободного от ГУЛАГов и демократических выборов, имя которой - Эндрю Райан.
Город под названием Rapture воплотил в себя эротические мечты Шикльгрубера о высшем арийском обществе. Полный ген-контроль, и идиллия для интеллигенции. Идея, которая, как нетрудно сообразить, ввиду глубоко зарытых этикетом и выдержкой комплексов и слабостей, обернулась против идеалистов. Rapture поглотила мама-анархия, которую не стоит недооценивать. Сталин, быть может, и не дотянется до вас, хотя как показывает практика - он дотянулся и до поколений, которые родились даже через сорок лет после его смерти, но мама-анархия найдёт вас даже на дне. Океана, полного тайн и прочего говна.
Вот я и было подумал - раз город на дне, к тому же переживший эволюцию и революцию - наверняка всю еду пожрали, а патроны - постреляли. Как бы не так, патронов и еды хватило ещё и на вторую часть. Такие дела. Видать промышленный комбинатор-контрабандист Фрэнк Фонтейн выдал целых десять пятилеток товару, за что его и порешили пацаны Эндрю Райана, но без фанатизма.

Если в процессе прочтения текста посматривать на скриншоты - можно обратить внимание на чудовищную симметрию, порядок, аккуратный шрифт, и неимоверное чувство стиля. Всё верно, город Rapture выстроен в стиле сталинского ампира, то есть французского ар-деко, возникший после первой мировой войны как лекарство от скуки. Послевоенная архитектура в стиле Эмпайр-стейт-билдинг, тёплый ламповый джаз из грамофонов, автоматы по усовершенствованию генов с рожицами в стиле уолт-боя из Fallout..
.. и своя экосистема. Точнее шикарная видимость экосистемы. Не стоит ругаться матом в чей-либо адрес, это комплимент. Запрограммировать ИИ так, чтобы он вёл себя чуточку разнообразнее и адекватнее чем в Morrowind - это достижение. Как устроена система: ИИ всячески пытается показать, что мир не крутится вокруг вас, помимо вас у НПС есть куча других забот. В основном навалять друг другу, или взять друг друга на понт. По городу расставлены камеры, следящие за порядком так, что всё НКВД выкашляло бы селезёнку от зависти. Камеры активизируют дронов, пулемётные или ракетные турели, которые с превеликим удовольствием участвуют в каких-либо рамсах, а то и сами рвутся на неприятности. По коридорам бродят бывшие интеллегенты, а ныне злоупотребляющие веществами гулы, которые травят друг друга, а из не выдержавших травли, маленькие сестрички (генетически модифицированные маленькие девочки) добывают сильнодействующие вещества, с помощью которых можно прокачать своё тело и разум. Сестричек, чтобы им не наваляли, сопровождают здоровенные зомбари в батискафах на два размера больше для внушительного эффекта - между прочим, одни из серьёзнейших противников. И всю эту систему можно использовать в своих целях. Можно взломать станцию оказания первой помощи, стрельнуть мутанту из револьвера в жопу, чтобы он побежал лечиться, ну и взломанная станция его добьёт. Забрав сильнодействующее вещество у маленькой сестрички, можно подзаряжать айфоны чисто пальцами как Палпатин из Звёздных войн, ну и подзаряжать мутантов, стоит им наступить на лужу. Можно аки Дарт Вейдер при помощи медихлорианов заставить поджопник воспламениться, а затем зашвырнуть его прямо в рыло бегущего на вас безумца, второго превратить в ледяную глыбу, третьего заставить бить второго. Навести всех на камеру слежения, которая выпустит дронов для пущего веселья, заныкаться в углу и жрать милки-уэй, с интересом наблюдая за бесплатной постановкой высадки конкистадоров в Южной Америке.
Помимо доминирования по Савельеву, в игре можно делать ставки на игровых автоматах в паре уровней, которые сначала выдадут вам выигрыш, а затем заставят вас заложить генератор тестостерона, чтобы расплатиться с долгами. Можно за доллар послушать предсказание генератора случайных чисел. Можно выпить бутылку виски, можно не пить бутылку виски - как видно, всегда есть чем заняться, выбора - уйма. Отдельно стоит отметить возможность взламывать почти что всё: от автоматов по продаже пирожных, до дверей с кодовым замком. Я просто охуеваю с этой системы. Мало того, что это мини-игра, когда-то выпущенная самой звёздной и воинственной студией Lucas Arts, так ещё и ближе к концу игры, взламывать становится всё труднее и труднее. Как выглядит взлом: жидкость течёт из одного источника, надо переставить трубы так, чтобы без протечек эта жидкость достигла другого источника, на противоположной стороне. И на таком вот механизме работает всё в этом городе, даже дверной замок. А когда жидкость несётся со скоростью сапсана - ну это вообще. Проще взорвать всё к ебеням, и из этого всего самому слепить патроны, конфеты, аптечки. Чем переставлять грёбанные трубки при такой-то скорости. Выход один - качать инженерные вещества, либо вообще взламывать всё волшебной карточкой. Коих, кстати, если поискать - всегда жопой жуй, их ещё и сделать можно на специальных станках. Нервы дороже, поверьте. Собственно, взлом - это самое сложное.
Что касается сюжета, то вышеупомянутого Фонтейна пытался прессануть раённый посан Райан за контрабанду шоколадных батончиков, но путь к успеху тернист оказался. В итоге, Фонтейн воскрес на третий день по писанию, организовал переворот, умело воспользовавшись интеллегенцией, стенавшей от тоталитарного гнёта. Ну и даже при таком чудовищном арсенале до ловкого Райана не добрался, который умело загасился где надо. Вот в дело и вступаете вы, совершенно случайно пролетая мимо на самолёте прямо над маяком, где расположен вход в подводный город. Одним предложением: сюжет - просто пиздец.

Дальше пойдут серьёзные спойлеры. Если вы хотите узнать чем всё закончится - следует покинуть страницу, и перейти на другую страницу. Естественно не с торрентами, а - официальную, где можно приобрести игру. Ибо если вы будете знать чем всё закончится, страшно придумать какую движущую силу вам следует найти для того, чтобы заставить себя дойти до финальных титров, которых, кстати, нет.
Поскольку играл в первый Far Cry, уже смекнул что тот, кто много изливает малафьи в эфире, и советует очевидное, внезапно может оказаться не таким уж толерантным и рукопожатным, поэтому сюрприза не случилось. Когда на последних уровнях внезапно стали открывать глаза на то, что мельтешило всю игру вокруг - это просто находка в повествовании. "Ах, да, сюжет же нужен. Чтобы никто не сказал, что мы просто карты продали". Поскольку для меня на первом месте всегда было повествование, тут жирнейший как ублюдок минус. Совершенно не понятно мне: зачем делать "вот столько" из-за "вот столечкого". Зачем собирать костюм Большого папочки по запчастям, если на уровне их ходит целых трое, но снять одну маленькую детальку можно только с зараннее положенного. От пуль, ведь, дырки не остаются на их костюмах. Даже от ракет. И это для того, чтобы пустили в специальную комнату для тренировки сопровождения сестричек, которых, блять, я всех спас ! Они бы и просто так могли вылезти из канализации, и помочь мне открывать двери. Зачем понадобилось ковылять как идиот в коридорах, чтобы увеличить количество часов прохождения. Почему все вдруг молчали большую часть игры о происхождении героя, и вдруг когда он делов понатворил, все внезапно раскололись и объяснили что к чему. Охуительно, нет слов.
Ещё лучше бродить по грёбанным садам, но внезапно узнать, что необходимые ингредиенты для очистки воздуха от малафьи Райана находятся на другом уровне, и надо пойти ещё и туда, а потом вернуться и быстро жать на педали. И все ключевые повороты происходят именно тогда, когда вы сделали всё, что от вас просили. Собрали ингредиент - внезапно, когда вы пробились к доктору, её травят газом. Что же мешало сделать это раньше ? Добежали до двери, внезапно перекрыли, чтобы её открыть, нужо побродить ещё, блять, два уровня. Разумеется без условностей никуда, но именно такие условности попросту наводят на серьёзные вопросы. Серьёзные вопросы в свой адрес любят не все, сценарист, судя по всему - исключение.
Интерактивность и возможность поджечь шторку работает только там, где не забыли поковыряться программисты. Можно делать многое разными способами, но только там, где вам построили песочницу. Автомат нельзя из ракетницы уничтожить, в порыве гнева от идиотского взлома, зато можно уничтожить оборонное сооружение, которое, вероятно, строили попрочнее.

Игру можно ругать абсолютно за всё, кроме дизайна и новаторство из элементов вторичности. Многое увиденное было увидено несколько раз подряд до релиза игры. Здесь же, умело собрали домик из сожжёных спичек.

Стоит ли тратить время на прохождение ?
Лично я играл лишь бы закрыть эту страницу в моей истории, раскрытую лет шесть назад. Тогда я её и начал. Конечно же, за это время произошло многое, это учтено, тем не менее, сделанные десяток лет назад Morrowind и Gothic можно запустить и сейчас, и погрузиться в эти миры, не опасаясь за констистенцию того, во что вы погружаетесь. Учтено также и то, что я просто не целевая аудитория, что я сначала не добился для того, чтобы критиковать, ибо мой товарищ просто обожает эту игру, и перепроходит её раз в неделю на протяжении стольких лет.

Итого: B


P.S. Хотите по-настоящему дикой подводной меланхолии. Погружения на, по-настоящему огроменную глубину, где на вас будет давить огромный водный массив, постепенно переходящий во мрачную безысходную депрессию ? Обратите внимание на альбом Aamir - Underwater Regions.

Альбом

Комментариев нет:

Отправить комментарий