суббота, 15 мая 2021 г.

Breaking the waves / Рассекая волны (1996)

Вполне вероятно меня могут поправить, но тем не менее, сложилась стойкая картина того, что если фильм сделан датчанами - главные герои будут страдать. Да у них с корейцами прямо схожие взгляды: что ни фильм, то обязательно обнажёнка, расчленёнка, интересная музыка, и какая-то дикая экзистенциальная тоска.


Как мне показалось, что корейцы, что датчане часто подчёркивают тоску о "человечности" в обществе, как будто это какой-то реликт, согревавший душу во времена, когда трава была зеленее.

Вообще, впервые у Триера мне довелось посмотреть именно "Антихриста", но поскольку это событие выпало на нежный подростковый возраст, самого фильма я не понял, а первое впечатление - штука стойкая, и мне показалось, что Триер это эдакий любитель показывать письки, и злобно хихикать, почитывая реакцию пуританского общества. К счастью, режиссёр оказался не так прост, хоть потроллить и в самом деле любит, ну а кто не любит-то ? Не имею представления, что произошло между ним и Бьорк, однако если его приколов не смогла понять девушка из Исландии, стало быть случилось действительно что-то интересное.

Видимо для того, чтобы быть хорошим режиссёром, необходимо быть душным человеком. Как с последним обстоит дело у маэстро знать не могу, ибо мы ни разу не говорили. Однако осилить этот фильм у меня получилось далеко не с первой попытки. Первая его половина показалась мне душной, словно ужинать маринованными в лечо хинкалями под уксусным паром в сухой сауне. Эта история раскручивается очень медленно, но так и должно быть, ибо зритель должен был увидеть с чего всё начиналось.

Именно посмотрев этот фильм, я наконец понял почему Жан Пьер Жене писал "Амели" исключительно под Эмили Уотсон. Это действительно была роль исключительно для неё. Такие глаза есть только у неё, и, господи, это одна из самых сильных актёрских ролей когда-либо сыгранных. Исключительно гениальная игра, неужто Триер тоже писал эту роль именно для неё ?

Наверное это беспроигрышный вариант - раскрутить практически любого зрителя на эмоции, показав ему то, что может пойти вразрез с его привычной "картиной мира". Но для этого необходимо понимать эту привычную картину, и быть на шаг впереди. Беспроигрышный вариант потому, что вырываться из рамок привычной картины мира, имея тенденцию к "психологической инертности" не совсем то, что свойственно взрослому человеку. Потому дядя Ларс и шокирует, вытаскивая зрителя словно коуч с ютуба (Ларс, если ты научишься читать по-русски, прости, пожалуйста, за метафору, едкость вовсе не в твою сторону) из его зоны комфорта (моё любимое словосочетание). Мне нравится как нарастает напряжение где-то со второй половины фильма, точнее то, как нас к этому мастерски ведут сценарием и завораживающей актёрской игрой. За этим особенно интересно следить, если вы когда-нибудь сталкивались с подобными людьми. С теми, кто любит больше жизни. Такие люди могут быть очень опасными. Любовь, построенная на психологической зависимости от кого-то всё ещё претендует на звание настоящей ? Можете поделиться опытом и мнением в комментариях, если хотите. Если я правильно понял точку зрения режиссёра, он нашёл для себя ответ на этот вопрос. Желаю вам приятного просмотра, если вы вдруг решили осилить этот фильм. Есть риск провести его первую половину в режиме "дочки МакКонахи" в "Интерстелларе", когда он приземлился на той планете с волнами, чисто посмотреть чёрный ящик. Зато ближе к финалу вас ожидает настоящий катарсис, и, вероятно, вы поймёте почему первая половина была такой. Фильмы, которые снимают как произведения искусства - редкий вид, особенно если получается так мощно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий